12:31 Три Спаса | |
В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение праздника первого Спаса: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освещения мест и в отвращение болезней". В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: "Крестился князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1" (по новому стилю - 14 августа). В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения",составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, даётся такое объяснение праздника: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям". Из-за этого праздник и именуют "мокрым Спасом". А "медовым Спасом" он назван потому, что в этот день по древнему обычаю верующие приносят в храмы мёд для освящения. 19 августа - Преображение Господне - яблочный Спас. По Евангельскому сказанию, в этот день Иисус явил ученикам свою божественную природу. Взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, Спаситель возвёл их на гору Фавор и преобразился перед ними: Его одежды сделались блистающими и белыми, как снег. Праздник напоминает людям о необходимости духовного преображения. В народе этот день зовётся яблочным Спасом, поскольку именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая. В дореволюционной России были очень строгие правила на этот счёт - в типиконе указано, что тот, кто съел яблоко до Преображения, лишается этих плодов до конца Успенского поста. Третий Спас - ореховый - праздник в честь нерукотворного Образа Спасителя. Церковь хранит предание о том, как эдесский царь Авгарь, очень сильно болевший, наслышавшись о Спасителе и Его чудных делах, послал живописца написать портрет Христа. Сколько ни старался художник - ничего у него не получалось. Тогда Господь попросил принести полотно, приложил его к Своему лицу, и Этот Лик изобразился на ткани. Это и был первый Нерукотворный Образ. В народе третий Спас называли Спас на полотне, холщовый, а также ореховый - потому что к этому времени поспевают орехи. С третьим Спасом связаны такие поговорки, как "Третий Спас хлеба припас", "Коль хорош третий Спас, будет зимой квас". Третий Спас называют ещё и "хлебным Спасом". | |
|