Но, конечно же, находим мы полноту "богоцентристского" понимания смерти, исполнение революции, начатой, заявленной, подготовленной в Ветхом Завете, - в Завете Новом, в Евангелии. Что же провозглашает эта Благая Весть? Во-первых, в жизни, учении, распятии, смерти и воскресении Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, смерть раскрывается как "враг", как тление, вошедшее в Богом сотворенный мир и превратившее его в долину смерти. "Последний же враг истребится - смерть" (1Кор 15:26). Никаких больше разговоров о ее "приручении", "нейтрализации", "украшении". Она - оскорбление, наносимое Богу, смерти не сотворившему. Во-вторых, Евангелие утверждает, что смерть - плод греха. "Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили", - пишет апостол Павел (Рим 5:12). Смерть - выкуп за грех, за непослушание человека Богу, за отказ человека от жизни в Боге и с Богом, за предпочтение самого себя - Богу; смерть - это результат отчуждения человека от Бога, в Котором только и заключается вся жизнь человека. Таким образом, смерть необходимо уничтожить, истребить как духовную реальность разрыва человека с Богом. Отсюда - Евангелие, Благая Весть: Иисус Христос уничтожил смерть, поправ ее собственной смертью. В Нем смерти нет, но Он принял ее добровольно, и это принятие - результат Его полного послушания Отцу, Его любви к творению и к человеку. Под маской смерти Сама Божественная Любовь спускается в шеол, преодолевая разъединение и одиночество. Смерть Христа, рассеивающая мрак преисподней, - это божественный и лучезарный акт любви, и в Его смерти, таким образом, отвергается духовная реальность смерти. И наконец, Евангелие утверждает, что с воскресением Иисуса Христа новая жизнь - жизнь, в которой нет места смерти, дается тем, кто верит в Него, кто соединен с Ним - соединен через крещение, которое есть их собственное погружение в "бессмертную смерть" Христа, их участие в Его воскресении; через помазание Духом Святым, подателем и содержанием этой новой христоподобной жизни; через его Евхаристию, которая есть их участие в Его славном вознесении на Небеса и вкушение трапезы в Его Царствии Его бессмертной жизни. Таким образом, смерти больше нет, "поглощена смерть победою" (ср.1 Кор 15:54).
|