Кострома – областной центр к северо-востоку от Москвы. На реках Волга, Кострома. Население – 300 тыс. человек. Вообще для ознакомления с городом достаточно двух дней. Мы посетили Богоявленско-Анастасьин и Свято-Троицкий Ипатьевский монастыри, Храм Воскресения Господня на Дебре, и даже заехали в Нерехту. Слово «кострома» имело в славянском языке несколько значений. Одно из них – имя божества, олицетворявшего живительные силы весны. На языческих праздниках жгли куклу Кострому. Древние обычаи сохранялись долго и были изжиты только в 19 веке. По данным историка В. Н. Татищева, Кострому основал около 1152 г. Суздальский князь Юрий Долгорукий. Паломничество началось с Богоявленско-Анастасииного монастыря. Изначально именовавшийся Богоявленским, монастырь был основан преподобным Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского. За всю свою долгую историю существования, монастырь претерпевал и разорение, и пожары. Во времена социализма на его территории помещался поселок с многоговорящим названием «Безбожник». С 1925 года, и до начала 80-х в Богоявленско-Анастасьином соборе размещался областной архив, который также горел. В 1990 году, наконец, после долгих переговоров, епархиальному начальству удалось добиться возвращения Богоявленско-Анастасьиного собора Церкви. Несколько месяцев спустя Святейший Патриарх Алексий II благословил возрождение монастыря. Сестер встретили закопченные стены бывшего храма-архива и кучи мусора повсюду. Двести грузовиков мусора пришлось вывезти с территории монастыря. Двести грузовиков мусора – таков итог существования поселка «Безбожник». 7 марта 1991 года настоятельницей монастыря была назначена монахиня Иннокентия (Травина). В монастыре находится чудотворный образ Божией Матери Феодоровской. В 1239 г., охотясь, князь Василий Квашня увидел на сосне икону Богоматери. Призванные князем священники, отслужили молебен и взяли икону, на обратной стороне ее обнаружили изображение мученицы Параскевы Пятницы. Интересно, что накануне явления иконы князю Василию, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, который нес в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали – по его изображению в костромском соборе – великомученика Феодора Стратилата. На красивом мысу, у места впадения реки Костромы в Волгу стоит Ипатьевский монастырь. Основан в первой половине XIV века. В судьбе Ипатьевского монастыря можно выделить две важнейшие эпохи – «годуновскую» и «романовскую». Первое летописное упоминание об обители датируется 1432 годом. Относится оно к событиям междоусобной борьбы, поднятой князем Юрием Звенигородским и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой, которые оспаривали титул великого князя у своего племянника и соответственно двоюродного брата Василия II Темного. Троицкий собор Ипатьевского монастыря строился в 1650-52 годах. Основной объем росписей собора выполнялся летом 1684 года артелью мастеров под руководством изографов Гурия Никитина и Силы Савина. Есть и фрагменты более ранних фресок. Прежде всего, композиция «Страшный Суд». Эти фрески выполнялись артелью костромича Василия Ильина Запокровского. Продолжению работ помешала эпидемия чумы – возможно, самая страшная во всей истории России. Тогда погибло около половины всего населения страны, и роспись собора была отложена на тридцать лет. Но и в 1684 году мастера успели сделать не все. Фресковый ансамбль Троицкого собора был окончен в начале XX века, в 1912-13 годах, в преддверии торжеств, посвященных трехсотлетию дома Романовых. Надвратная церковь Хрисанфа и Дарии. Церковь построена над воротами, выходящими к Волге, по проекту архитекторов Тона и Григорьева. Прежде на месте этого храма находилась церковь свв. Феодора Стратилата и Ирины, небесных покровителей царя Феодора Иоанновича и его супруги, царицы Ирины, родной сестры Бориса Годунова. Освящение храма Хрисанфа и Дарии связано с двумя важнейшими событиями русской истории. 19 марта по старому стилю, когда Церковь вспоминает мученическую кончину эти святых, в 1613 году, Михаил Феодорович Романов выехал из Ипатьевского монастыря в Москву. А 19 марта 1814 года император Александр I вступил во главе русской армии в побежденный Париж. В Ипатьевском монастыре мы узнали, что несколько дней назад были подняты святые мощи преподобного Пахомия Нерехтского, современника преподобного Сергия Радонежского. В Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре нас встретила настоятельница игуменья Алексия и рассказала, как обрели мощи святого, и какое это утешение для сестер обители. В самом житии Пахомия Нерехтского не говориться, что он был учеником Сергия Радонежского. Но, по самому факту посвящения обители мы по праву можем отнести его к числу последователей и учеников великого Печальника Земли Русской. Преподобный сам написал храмовую икону Пресвятой Троицы. Он скончался 21 марта 1384 и был погребен возле алтаря построенного им храма. Где, спустя шесть веков и обрели его нетленные мощи.
|