Главная » Статьи » Наши паломничества |
Вологодская земля
![]() День первый. Толгский монастырь. Трагическая участь Русской Православной Церкви в послереволюционные годы не миновала и Ярославскую землю. Храмы и обители епархии были разграблены, осквернены и разрушены. Пострадал и Толгский монастырь. Монастырь был передан в ведение РПЦ в 1987 году, по многочисленным ходатайствам верующих города Ярославля. Он открылся как первый женский на территории России после гонений на Святую Церковь. Монахиня Елисея, которая рассказала нам историю монастыря, сказала, что когда первые насельницы появились в обители, она была сплошь развалинами. Трудности с продовольствием, жильем. Но все это не пугало женщин, не ослабляло решимости служить Богу в этом святом месте, веками намоленном. Сегодня только на старых фотографиях можно увидеть «мерзость запустения», но даже и фотографии бессильны отобразить былую трагедию обители. С 1314 года, когда ростовский епископ Прохор обрел чудесным образом икону Божией Матери и «нача своими руками» строить монастырь прошло почти семь веков. Поначалу монастырь был мужским. Главные святыни – чудотворный образ Божией Матери Толгской и мощи святителя Игнатия Брянчанинова. Ныне совершен великий подвиг возрождения к жизни одной из красивейших обителей древней Ярославской земли. Заботливые матушки накормили голодных паломников обедом, напоили настоящим березовым соком с лимоном и мы отправились дальше. Следующую остановку мы совершили в монастыре Павла Обнорского. Нас встретили молчаливые насельники, живописные руины, и благодатная тишина, ради которой приходили сюда желающие безмолвия. Говорят, в монастыре бывал и преподобный Серафим Саровский, гораздо позже, чем там жил преподобный Павел. Возможно, преподобный Серафим, бывал в этом монастыре, в то время, когда был на послушании по сбору средств для постройки в Саровском монастыре храма Зосимы и Савватия Соловецких. Батюшка Серафим был тогда еще послушником. Они не были ни сомолитвенниками, ни собеседниками, но по духу конечно одинаковые. Преподобный Павел подвизался в 14 веке, своим духовником он избрал Сергия Нуромского. Он открывал ему свои помыслы, и имел к преподобному великое уважение. Всю свою жизнь Павел стремился к безмолвию и избегал людской славы. И конечно менее всего был склонен принимать учеников. Но благодать привлекла братьев, ищущих духовного руководства. Так вскоре вокруг Павла и собралась община единомышленников. Их жизнь была сурова, дух бодр, богаты они были лишь своей нищетой. Однажды дивное знамение предвозвестило будущую славу места, где подвизались безмолвники. Это было чудное явление колокольного звона, о котором Павел поведал своему духовнику незадолго до его кончины. Явление было очевидным знаком воли Божией к тому, чтобы на том месте, где слышался колокольный звон, был построен храм. Недалеко от монастыря есть источник. Сохранился камень, на котором молился преподобный Павел. Не его ли подвиг повторил потом преподобный Серафим? Перед отшествием своим преподобный Павел призывал братию «Церковную службу творить без лености и с благоговением. Ибо подобает Богу служить со страхом и трепетом. … Удаляйтесь прекословия, обуздывайте свой язык. … Если кто несправедливо терпит, надейся на милость Божию. Грешен будет, пусть молится, и простится ему». Прощаясь, блаженный старец пообещал: - И сам я, если обрету дерзновение пред Богом, буду и там молиться за вас и за монастырь, да будете благоуспешны. Почил преподобный, имея 112 лет от рождения. Светло и радостно было лицо его. Всем казалось, что он сладко отдыхает от трудов. Его мощи покоятся под спудом. Нынешняя братия построили деревянную часовню над его гробом, где мы и пропели молебен. И отправились дальше. Батюшка напомнил, что недалеко Покровское - имение Брянчаниновых, и мы отправились туда. Нам повезло, приехала троюродная племянница святителя – Татьяна Вацлавна. Ей уже за 70. Обаятельная, высокообразованная, полная сил, несмотря на возраст. Она довольно часто совершает 11-часовой перелет из Австралии в Россию. Занимается благотворительностью и принимает участие в восстановлении Покровского храма. Она уделила нам внимание, немного рассказала о себе, нам открыли дом в усадьбе, храм, и провели экскурсию. Батюшка служил литию на могиле родителей святителя Игнатия, а мы все пели. Последний владелец имения – Владимир Николаевич Брянчанинов был вынужден в 20-х годах бежать во Францию от советской власти, его жизни угрожала опасность. Он не взял с собой ничего. Скончался в 1963 году. Был похоронен в Монморанси. Недавно Татьяна Вацлавна перевезла его прах в родное имение и захоронила. Уже стемнело. Наш дорогой Саша Рохлин, пожертвовав посещением усадьбы, приготовил всем потрясающую уху на костре. Вечерняя трапеза была в лесу, в темноте, было радостно и вкусно. Поздно вечером мы приехали в Вологду. Уставшие, разместились в отеле. День второй. Солнечным, ярким утром встретила нас Вологда. Город стоит на реке Вологде, притоке реки Сухоны. Бережно принимает река Вологда путника, плавно ведет высоким берегом к Кремлю, показывая по сторонам величественные храмы, простые деревянные домики, украшенные старинной резьбой и котами. Конечно живыми, которые и под ногами на улице крутятся. Мы начали с Кремля. Софийский собор величественно возвышается. «Как из своду туповатова, Упадала плинфа красная, Упадала ему в голову, Во головушку во буйную, В мудру голову во царскую…» Все закрыто, везде музей. И мы отправились туда, где молитва, где жизнь настоящая, монашеская. Мы поехали в Спасо- Прилуцкий Димитриев монастырь. Сюда, напутствованный преподобным Сергием Радонежским, убегая от мирской славы и княжеских почестей в 1368 году, пришел преподобный Димитрий Прилуцкий. Он пришел из Переславля-Залесского, где родился и где в течение 20 лет был игуменом основанного им Никольского монастыря. Он пришел со своим учеником Пахомием, принесли большой восьмиконечный крест с 84 образами, вырезанными из кости, изготовленный в Киликии. Димитрий был очень красив внешне. И старался прятать свою красоту. В новом монастыре игумен зимой и летом ходил в заскорузлом тулупе, под которым скрывал вериги. Он первый в северных обителях ввел общежительный устав. Проведя в основанном монастыре 20 лет, преподобный известил монахов о приближении смерти. Когда огорченные братья спросили, как поступить с телом, преподобный сказал: «Оттащите грешное мое тело на болото и затопчите его там ногами…» Преставился Димитрий 11/24 февраля 1392 года, о чем братья узнали по благоуханию, разлившемуся по обители. После долгого времени лихолетья монастырь вернули Церкви именно в день памяти преподобного Димитрия. На территории монастыря похоронен Константин Батюшков, «поэт-чудотворец», как назвал его А.С. Пушкин. Следующую остановку мы совершили в Ферапонтово. В свое время Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь был одним из богатейших вотчинников Белозерья. Здесь монашеской благодати очень не хватает, но музейными работниками тщательно сохраняются фрески Дионисия. Недалеко от монастыря отец Алексий набрел на храм преподобного Нила Сорского. Испытывая перманентную неприязнь к музеям, основанным на святом месте, отец Алексий удалился в храм Нила Сорского, позже по его лицу мы поняли, что не зря. Пожалуй, это единственный храм в честь преподобного Нила в России. Деревянный, шатровый храм, новенькие образа, писанные матушкой священника. А на месте пустыни, основанной преподобным, психоневрологический диспансер. При жизни преподобный Нил любил принимать образованных монахов в свою пустынь, а теперь приютил несчастных. После посещения Ферапонтово был ужин в отеле и сон. Но, некоторым паломникам не спалось, они смотрели на звезды. - Представляешь, эти вот звезды видел сам преподобный Нил Сорский. - Представляешь, эти вот звезды видел сам Бог. День третий. Кирилло-Белозерский монастырь. С утра нам посчастливилось помолиться на братском молебне у мощей преподобного Кирилла Белозерского, а потом иеродиакон Даниил провел нас по монастырю, открыл закрытые двери и рассказал много интересного. Преподобный Кирилл был москвич. Он был склонен к монашеству, и начал подвизаться в Симоновом монастыре, постриг его преподобный Стефан Махрищский, посетивший однажды Москву. Инок Кирилл нес послушание в пекарне. Довелось ему не раз и подолгу беседовать с преподобным Сергием Радонежским. Стремясь к молитвенной уединенности, он покинул Симонов монастырь вместе с иноком Ферапонтом. Отцы отправились на Сиверское озеро. Через год Ферапонт, хотевший пространного жития ушел в другое место и основал монастырь Рождества Богородицы, а Кирилл прожил здесь 30 лет – до дня смерти. Он основал Успенскую обитель. Ввел строгий устав. Спал мало, во время Литургии всегда плакал. По молитвам и вере преподобного Кирилла умножались вино для литургии и хлеб, которым обитель кормила голодающих крестьян. По его молитвам у князя Василия Темного родился сын Иоанн. Впоследствии Иоанн Грозный имел в монастыре собственные покои, в которых останавливался во время паломнических поездок, а перед смертью он принял пострижение в иноки этого монастыря. Далее наш путь лежал в монастырь опальных княгинь. Так прозвали в народе Воскресенский Горицкий женский монастырь. О высоте дворянского происхождения насельниц прошлого монастыря говорят имена на сохранившихся надгробных плитах. Светло около могилок и очень молитвенно. Работы в обители много. Вместе с княгиней Евфросинией в Горицком монастыре была заключена княгиня Иулиания Дмитриевна, урожденная княгиня Полоцкая, супруга князя Юрия Ивановича, родного дяди царя Ивана Васильевича. Было много других инокинь, происходивших из знатных родов. Имя княгини Евфросинии Старицкой связано с замечательными произведениями золотошвейного искусства, которые изготовлялись в ее мастерской. Княгиня Евфросиния вместе с инокиней Александрой (княжной Иулианией Дмитриевной), княгиней-инокиней Марией и игуменией Анной приняли мученическую кончину от рук опричников. По приказанию царя они были утоплены в Шексне. Княгини-мученицы очень почитались местными жителями за подвижническую жизнь, христианские добродетели и страдальческую кончину. Много знатных женщин видели стены Горицкого монастыря. Среди них супруга царевича Иоанна Пелагия Михайловна, дочь царя Бориса Годунова царевна Ксения, княгини Агафья Кайбулина, Ирина Мстиславская, Анна Голицына, Елена Масальская и другие. Здесь жила княгиня Черкасская со своим племянником, будущим царем Михаилом Романовым. В 1816 году в обитель поступила вологодская дворянка Александра Клементьева, принесшая в дар обители огромное состояние, и приведшая в обитель трех своих дочерей. Одна из них, в постриге Асенефа приняла на себя высокий подвиг юродства. Ее могилка сохранилась ныне, сестры ухаживают за ней. Далее наш путь лежал через Рыбинск, Мышкин, Углич. В Калязине мы сделали остановку. Помолились у памятника преподобному Макарию Калязинскому. На этом наше паломничество подошло к концу. В воскресенье служили благодарственный молебен. | |
Просмотров: 1279 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |