Безчадие – отсутствие плодов добродетели; отсутствие детей; отсутствие учеников; забвение, отсутствие вечного имени; сиротство: Воздаша ми лукавая возблагая и безчадие души моей (Пс. 34, 12) От лица Давида говорится, что облагодетельствованный Давидом Саул и его сообщниками воздали царю и пороку безчадием, т. е. бесплодием в отношении к добродетели: потому что, решившись умертвить Давида, они умыслили воспрепятствовать ему в приношении плодов добродетели. Или иначе – «воздали безчадием душе мой», вместо «мне», т. е. чтобы мне не жить и не родить чад. Кирилл Иерусалимский относит это к иудеям, которые за полученные ими от Господа благодеяния ругались, поносили и предали Его Кресту. Они причинили и безчадие Господу, воспрепятствовав другим сделаться учениками Его, которые называются «чадами духовными». Феодорит безчадием называет забвение, т. к. в чадах сохраняется память о родителях. Бог через пророка Исаию говорит о скопцах: «дам в дому Моем место знаменитое, лучшее, нежели сыны и дщери; дам им вечное имя». Другой толковник слова «сиротство души моей» изъясняет как оставленность Давида со стороны близких ему людей. Овни овчии – народные начальники; апостолы; епископы, архиереи, священники: Разботеют красная пустыни и радостию холми препояшутся, одеяшася овни овчии (Пс. 64, 13-14). По словам Афанасия Великого, «овечьими овнами» пророк называет народных начальников. Зигабен предлагает иное толкование. «Овни овчии» суть апостолы, как водители в властители словесных Христовых стад, они-то и облеклись благодатию Святого Духа во время Пятидесятницы. Или: «овечьи овны» суть поместные епископы, архиереи и священники, которые Святым Крещением и благодатию священства оделись во Христа. Изменение Христа – цари Иехония и Седекия; Пришествие Христово; смерть и Кровь Христа; искупление; Церковь, христиане: Им же поносиша врази Твои, Господи, им же поносиша изменению Христа Твоего (Пс. 88, 51). «Христом», то есть Помазанником, называет царя Давида, а «изменою Христа», то есть заменою Давида, называет царей Иехонию и Седекию, которые царствовали взамен Давида. Они были поносимы по причине рабства, которому подверглись: Седекия после ослепления был отдан на мельницу, и сам Иехония был в рабстве. Все это было исполнено стыда и позора. Ириней строит свое толкование на еврейском тексте стиха. Где вместо «изменения» поставлено «следы»: «Яко поносиша врази Твои, Боже, яко поносиша следам Христа Твоего». Толковник полагает, что под «следами Христа» следует понимать Его Пришествие. Феодорит слово «следы» толкует как «цари того времени», при которых было пророческое слово о Царстве Христовом. Семьдесят толковников назвали этих царей «изменением», потому что они сделались предками Его по плоти и как бы в некоей тьме правили царством. По словам Кирилла, «изменение Христа» есть смерть и кровь Его, то есть цена искупления, данная за спасение мира. Ибо Он дал тело Свое взамен тела, и душу Свою взамен человека. По мнению других толковников, «изменение», то есть замена Христа, есть Церковь, то есть верующие во Христа, христиане, ибо взамен иудейского сборища Отец дал Сыну Церковь из язычников. Христос – помазанный, царь, каждый христианин: Ныне познах, яко спасе Господь Христа Своего (Пс. 19, 6). Как считает толковник, это слово произнес один из друзей Езекии по получении извещения от Святого Духа, что Бог избавит его, ибо Христом, помазанным, здесь называется царь, как помазанный елеем помазания. Помазанником Божиим и царем называется каждый христианин, как помазанный божественным миром.
|